Выбор автомобильных шин
Тюнинг автомобиля | авторПроцедура выбора покрышек по количеству критериев и разнообразных нюансов на самом деле мало чем отличается от выбора автомобиля. Правда, шины, как правило, меняют чаще, чем машины. Попробуем выделить наиболее важные моменты, которые следует учитывать при покупке очередного комплекта резины. Договоримся сразу: камерные, диагональные и восстановленные покрышки останутся за бортом нашего обзора. Это специфическая продукция, требующая отдельного рассмотрения.
Итак, первое, в чем шины походят на автомобиль, — компромиссность свойств. Поскольку при эксплуатации покрышки приходится учитывать огромное количество факторов, улучшение одних характеристик неизбежно приводит к ухудшению других, так что идеальный баланс невозможен в принципе. Прежде чем делить всю продукцию шинников на доступную и не очень, вспомним о производителях автомобилей. Для каждой модели существует список рекомендуемых размерностей шин, которые конструктивно допускаются для нормальной эксплуатации. Производители некоторых машин иногда даже оговаривают марки покрышек, наиболее подходящих для данной модели. Все эти данные можно найти в инструкции по эксплуатации. Как правило, беспроблемно происходит замена колес увеличенного диаметра, а разбежка ширины протектора варьируется в зависимости от размеров колесного диска. В любом случае не допускается применение колес, нарушающих нормальное функционирование деталей подвески или рулевого управления. Установка различных покрышек на разные оси автомобиля — правилами не возбраняется, но рекомендовать такой вариант можно лишь как временный. Экспериментально установлен факт негативного влияния «разнокалиберных» шин на управляемость и некоторые другие ездовые свойства. Влияние ширины протектора лучше всего показать на конкретном примере. На шинах размерностью 155/70 К13 время разгона до 100 км/ч у автомобиля ВАЗ-2108 меньше на десятые доли секунды против показателя, достигнутого на покрышках 185/70 К13. Зато время разгона на высшей передаче от 80 до 100 км/ч у машины с более узкими шинами оказывается чуть ли не вдвое меньше. Снижается и расход топлива по сравнению с более широкой «обувкой». Но не все так радужно. Более узкие шины увеличивают тормозной путь за счет меньшего пятна контакта и ухудшают показатели управляемости. Как говорится, кому что важнее. Относительно профиля покрышки существует некое подобие закономерности: увеличение этого показателя находится в обратной зависимости от характеристик управляемости. Если говорить более приземленно, то низко- и сверхнизкопрофильные шины мало подходят для езды по нашим дорогам, хотя и обеспечивают автомобилю высокую чувствительность управления и точное следование действиям водителя. Конечно, все это абсолютно справедливо только в отношении покрышек одной модели. Еще одно условие нормальной эксплуатации шин — поддержание рекомендованного заводом-изготовителем давления. Особенно это касается автомобилей, требующих изменения этого показателя в зависимости от нагрузки. Любое несоответствие этого важного параметра провоцирует неравномерный износ протектора и ухудшение ездовых свойств. Более того — даже не совсем спущенная покрышка может саморазбортироваться в напряженном повороте. Такой «демонтаж» довольно быстр, но отнюдь не безопасен.
Увеличение твердости резины делает ее более износостойкой, но ухудшает сцепные свойства в ряде случаев. Сбалансировать это противоречие пытаются по-разному: разработкой специального рисунка протектора, новыми составами сырьевых компонентов и так далее. Что касается рисунка протектора, то наряду с моделями шин, имеющими регламентируемое направление вращения, появились и покрышки, предназначенные для установки на определенную сторону машины. А еще ходимость покрышки напрямую зависит от манеры езды. Разработчики шин непрерывно улучшают характеристики своей продукции, но результат их работы может быть сведен на нет неисправной ходовой частью, безграмотным монтажом или иными посторонними причинами. Есть ли объективные критерии в пользу выбора той или иной модели покрышек? Наиболее достоверную информацию удается получить в ходе независимых тестов разных шин в одинаковых условиях. К сожалению, результаты подобных испытаний полностью справедливы только для конкретного автомобиля и для тех видов тестирования, в которых они были получены. К примеру, отличные показатели, достигнутые на переднеприводном автомобиле, могут существенно отличаться от данных для заднеприводной модели. А если подробной информации нет? Тогда есть смысл пойти проверенным путем — поставить на автомобиль теже покрышки, которые установил завод-изготовитель. Однако такой подход нельзя применять к подержанным автомобилям — предыдущие владельцы могли.и не отличаться аккуратностью. Вопрос о происхождении шин далеко не праздный. Во-первых, на рынке появляются подделки, имитирующие даже продукцию российских производителей. А прибыль от изготовления фальшивых фирменных покрышек должна быть несравненно выше, стало быть, выше и заинтересованность подпольных производителей. Во-вторых, известные шинные фирмы зачастую размещают производство в других странах. В принципе, подобная продукция не должна отличаться по качеству от оригинала. Но есть покупательское предубеждение, что, например, «турецкие Pirelli» — совсем не то, что итальянские. И подобные подозрения рождаются не на пустом месте: обратите внимание на наличие технологического облоя на поверхности протектора (проще говоря — «усиков» или «шипов»). На протекторах автомобилей, которые приходят с заводов-изготовителей, его, как правило, нет. А вот на шинах, изготовленных по лицензии, встречается. Это не повод для того, чтобы усомниться в доброкачественности покрышек, а просто причина для обсуждения цены. Те же турецкие рабочие получают меньше, чем итальянцы, значит, и выпускаемые ими шины должны обходиться несколько дешевле.
Пару слов о так называемой дождевой резине. Покрышки, имеющие, в своем названии приставку «А011А-» («вода»), разрабатываются с целью избежать эффекта аквапланирования и улучшения сцепных свойств на мокром покрытии. Влажное покрытие при летней эксплуатации представляет наибольшую опасность.
На сегодняшний день наибольшего доверия заслуживают компании, которые наряду с реализацией шинной продукции занимаются и попутным сервисом. Настоятельно рекомендуем при возможности производить шиномонтаж непосредственно на техпункте продавца. В силу технологических причин высокоскоростные покрышки обходятся дороже, чем шины с более низким индексом скорости. Есть смысл обратить внимание на более дешевую (но не менее доброкачественную) продукцию.
?
Tags: Выбор автомобильных шин, выбор покрышек, как выбрать шины, эксплуатация автомобиля